«Это мое последнее письмо маме.
Когда я родилась, мне были рады все в семье, особенно моя любимая бабушка. Вы спросите: «А почему не мама?». Потому, что уже в раннем возрасте мать показала мне, что я ей не нужна. Я выросла, благодаря своей бабушке. В 10 лет отец с матерью развелись. Мать и отец все время ругались, кричали, а я считала, что во всем виновата я. И вот, когда моя мама встретила и «полюбила» другого мужчину, она бросила нас с отцом, забрав моего брата Диму (Дима не был сыном моего отца, папа женился на маме, когда Диме было 3 года. Папа любил и не обижал его). Когда она уходила, то сказала: «Расти свою дочь, а я Диму выращу сама». Было больно слышать эти слова от мамы, но я не заплакала.
Я любила мать и отца, но я не могла простить маме те слова. Было обидно, когда я, идя в школу видела ее, а она отворачивалась от меня и даже не здоровалась. А так хотелось тепла, ласки, любви – маминой. Но не было ничего, я была брошена своей мамой. В свои 10 лет я думала о судьбе многих детей, которые остались без родителей. Мне было жалко именно их. Себя я уже не жалела. У меня душа стала твердой. И уже при других «ударах» матери я не плакала, я терпела все. Мать меня не признавала. Я для нее была и буду только пустотой. В те трудные минуты мне помогли пережить и бабушка, и тети, папа, родные подруги, учителя. Я им всем очень благодарна. Еще, когда мне хотелось ласки, любви я заходила к моей тете Лене. Она меня любит и жалеет. Бабушка и тетя Лена заменили мне мать.
Сейчас мне 15. Я живу с бабушкой и отцом. Без матери я уже 5 лет. Мне не плохо жить с бабушкой, я чувствую, что в нашей семье я хоть чуточку нужна. И я уже, наверняка, никогда не поменяю бабушку и отца на тебя, мама. А точнее на вас, тетя Маша, Иванова Мария Степановна! (имя и фамилия изменены). Вы мне больше не мать (хотя в моей жизни вы никогда ею и не были). Вам это чувство неведомо, и вы его уже никогда не изведаете. Вы и от сына (моего брата Димы) скоро откажетесь, ведь у вас сейчас новый роман с новым мужчиной. Новая личность, новое лицо, а дети – это что-то неизвестное, в прошлом.
Твоей любви не знала я
Ты любишь только личность.
Ты говорила мне: «ты не нужна»
Попробуй проживи…
Как видишь, мама, я жива.
Стараюсь жить успешно.
Учусь, смеюсь, играю,
И радостна, как все!
Ксения (одна из деревень Бобруйского района)».
ПОСЛЕСЛОВИЕ (читать которое вовсе не обязательно)
С чего начинается страх? С первой боли? С первой сломанной игрушки? Мне кажется, первый страх начинается с первого обмана. С первого лицемерия, которое чувствует сердце. Страх начинается с разрушения детской веры.
Не так давно мне на глаза попалась статья писателя Виктора Славкина, посвященная детским страхам. (опубликована на российском образовательном сайте www.rin.ru).Писатель размышляет, приводит примеры из собственного детства, сравнивает. Это вызывает доверие.
По Виктору Славкину, главный страх сегодняшних детей – страх быть не достаточно ярким, стать частью серой массы. А еще – страх не утвердиться и страх бедности…
Все выглядит убедительным. И в духе, так сказать, нашего времени. Дело в том, что статья писателя не выделяется (да, именно так – не выделяется) из сотен других подобных публикаций о нашем (и вашем) подрастающем поколении. И скорее, нечто подобное вы тоже читали, и не раз. Из таких вот публикаций получаются потом научные исследования, целые книги, по которым о нас и наших детях будут судить потомки…
По тону, наверное, заметно, что автор этих строк в чем-то не согласен с Виктором Славкиным. Да, так уж получается! А всему виной – РЕАЛЬНЫЕ письма, РЕАЛЬНЫЕ мальчишки и девчонки, общаясь с которыми – ну, никак не увидишь того, о чем говорит писатель Виктор Славкин.
Желание утвердиться в мире – да. Это главное для молодых, и было главным во все времена, а не только теперь. Вспомним рыцарей… Но желание утвердить себя – еще не страх. Белорусскими школьными психологами проводилось недавно анонимное исследование на тему, чего больше всего боятся сегодня наши дети. Так вот, оказалось, что на первом месте – страхи, обусловленные КРИМИНАЛЬНОЙ СИТУАЦИЕЙ. А все остальные страхи – далеко позади.
Страх насилия – только лишь один из разряда криминальных страхов, вызывающий волнение у детей и подростков. Сегодняшний Вовочка видит, когда идет в школу и со школы, пьяных у магазинов, группы милиционеров с дубинками, работников службы охраны, входящих в магазины перед закрытием с автоматами, видеокамеры, установленные в разных углах, призванных следить за клиентами... Придя домой, он увидит по телевизору за вечер целую порцию кровавых боевиков. А на зимних каникулах Вовочку пару раз оглушили петардами в подъезде. И хотя открыто дети не признаются вам, что они боятся оружия, взрывов, более того, в компании сверстников они сами взорвут, пожалуй, парочку петард, чтобы не казаться трусами, но реальное желание всех детей – мирная, спокойная жизнь, а не «выделение себя из серой массы», как утверждают многочисленные Славкины с претензией на психологический портрет «поколения Next». Потому, что страх – не «мотор для развития личности», а причина неврозов, перерастающих с возрастом в психозы и другие расстройства.
Славкин не одинок. С этих же «голубых экранов», где в новостях скрупулезно уточняется количество погибших, молодому человеку постоянно твердят: выделяйся, докажи, что ты не в серой массе, не дай себе засохнуть! И вот подросток начинает думать: я, наверное, ненормальный, я, наверное, засохну, если не стану гангстером или «последним героем»!
Исследование белорусских психологов было анонимным. Открыто дети боятся признаться, что не хотят видеть вокруг себя насилие. Потому что, признаться в этом – значит признаться в слабости и трусости. Ведь в тех же боевиках именно положительные герои утверждают силой добро и справедливость. Силой насаждают «духовные блага», силой заставляют себя любить. Надо отдать должное Виктору Славкину – он не стесняется признаться, что сам в детстве боялся, и чего именно. Ведь признаваться в своих страхах, по утверждению современных идеологов – уже признак личной несостоятельности.
На странице для подростков «Золушка» мы затронули как-то тему страха… любви. И это вызвало непонимание у некоторых особ. «Настоящая любовь делает человека бесстрашным!» – учат нас одни. «Бог есть Любовь» — поучают другие. Но что это значит? То, что подростки не умеют любить «по-настоящему», то, что они «неполноценные», потому лишь, что выражают искренне свои чувства, а не прописные библейские истины? Истины, быть может, они знают не хуже взрослых. Вот только недостает лицемерия, говоря их, молча наблюдать за странной действительностью.
И так – везде: побеждаем зло – силой. Почему же подростки так часто пишут, что испытывают чувство безысходности, беззащитности? «Вы что, сами эти письма придумываете в своей «Золушке»? – возмущается кое-кто, – Они курят, балдеют на дискотеках и плевать им на все, что вокруг! Главное для них – самоутвердиться!».
Ребята бывают очень восприимчивы. Особенно восприимчивы, когда читают «умные» взрослые статьи и смотрят «крутые» взрослые фильмы. Это ведь только на девушек им можно смотреть после восемнадцати, а на убийства и кровавые жертвы – начиная с детского сада.
…Разговор на эту тему может быть долгим. Но вот о чем я думаю. Можно ли привыкнуть убивать или смотреть на убийства? Я думаю, нельзя. Но можно заглушить постепенно совесть, так что вдруг наружу вылезет некий «финансовый испуг» (даже болезненное сознание Фрейда не сумело придумать такую аномалию, зато смог Славкин). Потом, с годами, начнут прорастать «родительские страхи» (опять цитируя Славкина, хотя это уже ближе к Фрейду). Глядишь, закончится все «страхом разбить бутылку».
А как думаете вы? И нет ли у вас подозрения, что эти странички потому иногда так нелицеприятны, что боятся «не выделиться из толпы» и затеряться где-то в серой массе современных книг, телевидения и газет?
Вашему вниманию — еще два письма из тех, что были опубликованы в «сказочной» авторской страничке под названием «Золушка», и посвящены эти письма как раз настоящим, невыдуманным страхам современных «тинов».
СТРАХ БЕСКОНЕЧНОСТИ КОСМОСА
Это письмо – мое пожелание всем безнадежно влюбленным и покинутым.
Иногда так хочется любить, но боишься обмануться, полюбить не того...
А бывает, уже начинаешь влюбляться, но, боясь потерять свою свободу, отдаляешься от предмета своей любви… Подсознательно ощущаешь что-то плохое и бежишь, бежишь прочь…
Бывает еще и так, что уже влюбилась по уши, не успев испугаться, и бежишь к Нему навстречу. И вот – Он рядом, и ты вдруг начинаешь бояться, что Он сейчас испугается, и ты останешься одна-одинешенька во всей вселенной, среди мириад звезд и планет. Вот это действительно страшно!
Это так страшно – летать в высоте,
Летать между звезд в кромешной тьме.
Это так страшно – правды не знать,
Даже страшнее, чем так вот летать.
Это так страшно – летая, упасть,
Глаза оцарапать и крылья сломать.
Бывает так больно правду узнать,
Гораздо больнее, чем так вот упасть.
Это так страшно – жить без любви,
Жить, не летая, а здесь, у земли.
Это так дико – другому солгать,
Страшнее, чем сто лет любовь свою ждать.
Виктория Бондарева (14 лет).
СТРАХ ПУСТОТЫ
Привет! Очень надеюсь, что мое письмо будет прочитано!!! Когда я беру в руки газету, первым делом открываю эту страничку. Я бы очень хотела принять участие в конкурсе Золушек, но никак не могу решиться… Я учусь уже в 8 классе. Но у меня есть одна проблема. Я давно пишу стихи, с детства. Их у меня накопилось очень много! Я никому их не показываю, но с вами решила поделиться. Стихи у меня иногда получаются какие-то странные, и может быть, не совсем понятные. Иногда я даже не думаю над тем, что пишу. Словно мои мысли кто-то другой выводит на бумагу. И это именно те мысли, которые вслух я никому рассказать не могу! Мне одно не понятно: как я могу писать стихи про любовь? Ведь я никогда не испытывала это чувство? Наверное, в каждом человеке с рождения живет любовь! Только просыпается она тогда, когда ее кто-нибудь разбудит…
Вот мои стихи.
Лунная ночь своим бархатом
Землю,
Словно родная,
Укрыла, любя.
В теплых домах засыпают младенцы,
Только в окне
Видны
Волчьи глаза.
Бродит в лесу
Суровая стужа.
Холод
Когтями
Пробрал до костей.
И никому ты сегодня не нужен,
И не дождешься
Хороших вестей.
Вой одинокий
Прокрался
Мне в душу.
Лунной тропой он бредет
По снегам.
И мне почаще хотелось бы
Слушать.
Я упаду
К твоим белым ногам.
Страшно, но выйду во двор в эту полночь,
Лунным лучом посвечу
В темноте.
И молодое, красивое тело
В жертву отдам я
Святой сироте.
Будем мы вместе бежать
По дорогам,
Будем мы вместе
Встречать темноту,
Будем с тобой
У чужого порога
В души людские
Вселять пустоту…
Спасибо за то, что прочли.
Даша (14 лет).
КОНЕЦ.
КОНЕЦ?
Комментарий автора: Как рождается страх. Как умирает любовь.
Алесь Красавин,
Бобруйск, Республика Беларусь
Родился 13 ноября 1972 года в городе Бобруйске (Беларусь), там и живу, на улице, которой посвящена целая книга (Эфраим Севела. Легенды Инвалидной улицы).
Закончил факультет журналистики Белорусского государственного университета.
Православный. Имею дочь и сына.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
И снова о языке - Наталья Григорьева Почему «язык»? Почему снова на повестку дня выходит тема – ровесница человечества, у многих набившая оскомину, и день смерти которой тоже определен?
Язык в равной степени является оружием, как сил Света, так и сил тьмы. В разные периоды существования человечества языковая проблема ставила сильных мира сего перед выбором, и от их решения подчас зависела будущность той или иной нации.
Сегодня наша страна находится перед аналогичным выбором, и право выбора – за нами. А окончательную точку поставит Бог.
Данная статья не претендует «на истину в последней инстанции». Это только попытка через откровения, полученные (верю!) от Бога, поставить данную проблему в правильную перспективу.